Какими качествами должен обладать учитель?

Давайте выясним, какие профессиональные навыки и личностные качества можно выделить у идеальных педагогов, работающих в классе.

Компетенции педагога

В России было проведено исследование, сосредоточенное на цифровых компетенциях учителей. 

Это исследование, осуществленное Еленой Игнатьевой и Ольгой Шиловой, включало два этапа: теоретический анализ существующих подходов к определению структуры цифровых компетенций педагога и практическое применение разработанного инструментария для оценки цифровых компетенций учителей в Санкт-Петербурге в марте-апреле 2022 года. В исследовании приняли участие 1638 учителей из 120 школ. 


  • Было установлено, что большинство педагогов обладают средним и высоким уровнем цифровых компетенций. 
  • Не было обнаружено значительной зависимости уровня цифровых компетенций от пола, образования, типа образовательной организации и других факторов. 
  • Однако была выявлена зависимость от преподаваемого предмета и участия учителей в опытно-экспериментальной работе.

Профессиональные навыки учителя

Основные профессиональные навыки, которыми в современной России должен обладать учитель:

1. Цифровые Компетенции: Осведомленность о цифровых инструментах и технологиях, которые используются в образовании. Это включает в себя умение работать с образовательным программным обеспечением, интерактивными досками, онлайн-платформами для проведения уроков и оценки, а также владение навыками дистанционного обучения.

2. Методологические Навыки: Владение разнообразными методами преподавания, в том числе интерактивными и студентоцентрированными подходами, что позволяет повышать вовлеченность и улучшать успехи учеников.

3. Управление КлассомЭффективное управление классом, а именно: навыки постановки и выполнения образовательных целей, создание позитивной учебной среды, а также умение поддерживать дисциплину и вовлекать всех учеников в учебный процесс.

4. Психологические Навыки: Понимание психологических аспектов обучения и развития детей, включая способы мотивации, эмоционального вовлечения и обратной связи.

5. Инклюзивное Образование: Навыки и знания для работы с учениками, имеющими различные потребности и возможности, создание доступной и включающей образовательной среды.

6. Навыки Коммуникации и Коллаборации: Способность эффективно общаться с учениками, родителями и коллегами, а также умение работать в команде и вести коллегиальное обучение.  

7. Непрерывное Профессиональное Развитие: Готовность к постоянному обучению и развитию, в том числе через участие в профессиональных тренингах, вебинарах и рабочих группах. 

Эти навыки и умения отражают современные тенденции и требования в образовании и являются ключевыми для подготовки учеников к жизни и работе в XXI веке.

Личностные качества педагога

Помимо профессиональных компетенций сегодня учитель должен воспитывать в себе и личностные качества.

Таблица, отражающая личностные качества учителя и их влияние на работу учителя и успехи учеников:

Личностное Качество Влияние на работу Влияние на учеников
Терпение Улучшает управление классом и помогает справляться с разнообразными учебными ситуациями Помогает ученикам справляться со сложностями и сохранять мотивацию к обучению
Коммуникативные навыки Облегчает общение с учениками и родителями, способствует эффективной обратной связи Улучшает взаимопонимание между учителем и учениками, способствует лучшему усвоению материала
Креативность Позволяет разрабатывать инновационные и интересные учебные программы и проекты Способствует развитию критического мышления и творческих способностей учеников
Эмпатия Помогает понимать и поддерживать учеников, создавая благоприятную учебную атмосферу Поддерживает эмоциональное благополучие учеников, что влияет на их обучение и социализацию
Гибкость Способствует адаптации к изменяющимся условиям и новым образовательным требованиям Помогает ученикам адаптироваться к новым методам обучения и решать нестандартные задачи
Авторитетность Повышает уважение и внимание со стороны учеников, способствует дисциплине Повышает интерес к учебе и способствует развитию ответственного отношения к обучению

Профессиональное образование для учителей

1. Необходимость непрерывного обучения: Непрерывное обучение является неотъемлемой частью профессионального роста педагогов и преподавателей. В сегодняшнем динамично меняющемся образовательном ландшафте, где постоянно появляются новые методики обучения и образовательные технологии, для учителей, в том числе для учителей начальных классов, крайне важно пользоваться современными инструментами в профессиональной области. Это необходимо для того, чтобы они могли успешно владеть предметом и методикой обучения, а также умели заинтересовать и вдохновить своих учеников.

Современный педагог должен постоянно развивать свое педагогическое мастерство, обновлять свои знания об актуальных образовательных программах и технологиях. Компетентность преподавателя, его личностные характеристики и профессиональные качества, включая коммуникативные навыки и творческие способности, напрямую влияют на успех образовательного процесса. Педагогическая профессия требует непрерывного самосовершенствования, чтобы оставаться настоящим профессионалом и успешно решать важные учебные задачи в современном образовании.

2. Для педагогов в сфере дополнительного профессионального образования существует несколько видов обучения, каждый из которых предназначен для развития определенных навыков и компетенций:

1. Курсы повышения квалификации: Данные курсы обычно фокусируются на актуальных темах и новых методиках преподавания, включая использование цифровых технологий в образовании. Они могут быть ориентированы на специфические предметы или общие педагогические практики.

2. Профессиональные семинары и воркшопы: Семинары и воркшопы часто предоставляют практические занятия, где учителя могут освоить новые техники преподавания, поделиться опытом и обсудить современные вызовы в образовательной сфере.

3. Онлайн-курсы и вебинары: Онлайн-обучение предоставляет преподавателям гибкость и доступ к широкому спектру профессиональных источников. Это могут быть курсы на платформах типа Coursera и EdX или курсы на специализированных образовательных ресурсах.

4. Мастер-Классы от ведущих экспертов: Участие в мастер-классах, проводимых известными специалистами в образовании, позволяет учителям получать новые знания и знакомиться с передовыми педагогическими практиками.

5. Научно-Исследовательские конференции: Участие в конференциях помогает учителям оставаться в курсе последних научных исследований в области образования и обмениваться опытом с коллегами.

6. Интерактивные Лаборатории и Практикумы: Данные формы обучения предоставляют педагогам возможность практиковаться в новых методах обучения и экспериментировать с инновационными подходами.

Перечисленные виды обучения помогают преподавателям не только улучшать свои профессиональные навыки и компетенции, но и оставаться в курсе последних тенденций в образовательной сфере.

Заключение:

В заключение отметим, что компетентность педагога, его личностные качества и постоянное стремление к профессиональному росту являются основой успеха в современном образовательном процессе и влияют на будущие поколения.

Дополнительные программы повышения квалификации в нашем институте ежегодно проходят тысячи учителей из более чем 50-ти регионов России. Чтобы быть в курсе последних тенденций в организации и ведении преподавательской деятельности,  наш методический отдел изучает современные тренды в образовании и педагогике.

Смежные курсы по теме
Другие статьи
Контакты
Отдел по работе с клиентами

Часы приёма:
ПН-ПТ 9:00 — 18:00

Прокрутить вверх