Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Бактериология» разработана специалистами Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Гуманитарно-технический институт».
Актуальность программы обусловлена тем, что бактериологические методы исследования используются в диагностике инфекционных и неинфекционных заболеваний. Клиническими материалами для исследования могут служить моча, кал, желудочное и дуоденнальное содержимое, ликвор, экссудат, транссудат и другие биологические жидкости. Методы бактериологической диагностики включают микроскопический и культуральный анализ. Для бактериологической диагностики и идентификации микроорганизмов сегодня используются современные анализаторы, питательные среды и тест-системы. Тем не менее, несмотря на увеличение точности диагностики с их применением, большое и, как правило, решающее значение остается за техникой получения исследуемого материала. Качество и информативность диагностики зависит от того, как получен, доставлен и хранится материал лабораторного исследования. Основными тенденциями современной медицинской бактериологии являются совершенствование процессов выделения возбудителей инфекций и их коллекционирование, генетический анализ патогенов с помощью методов генотипирования и полногеномного секвенирования для определения их происхождения, наличия факторов вирулентности и резистентности, выявление диагностически значимых антигенов. Появление патогенов с усиленной вирулентностью и контагиозностью в природе делает необходимым оснащение лабораторий более чувствительными и специфичными средствами их выявления и идентификации, основанными, прежде всего, на эффективных культуральных и молекулярно-биологических методах. Данное обстоятельство диктует необходимость дальнейшего усовершенствования системы бактериологической диагностики инфекционных заболеваний с целью раннего выявления возможной патологии и своевременного лечения. Для решения этой задачи необходимо создание новых циклов тематического усовершенствования, позволяющих провести подготовку специалистов в области бактериологической диагностики.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Бактериология» реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения (ЭО), рассчитана на 144 академических часа, разработана с учетом всех нормативно-правовых актов и охватывает массив знаний, необходимых в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала.
Данная программа направлена на совершенствование имеющихся компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации среднего медицинского персонала.
В планируемых результатах отражается преемственность профессиональных стандартов, квалификационных характеристик по соответствующей специальности, квалификационным требованиям к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Содержание программы. Программа состоит из восьми разделов:
1. Биобезопасность
2. Современные требования к организации бактериологической лаборатории
3. Антагонизм микробов и антимикробные препараты
4. Современные методы индикации, идентификации и маркирования микроорганизмов
5. Микробиология кишечных инфекций
6. Микробиология гнойно-септических инфекций
7. Микробиология воздушно-капельных инфекций
8. Медицинская микология
Ц ель реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации: совершенствование знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации среднего медицинского персонала.
Требования к уровню и профилю предшествующего профессионального образования обучающихся: к освоению программы допускаются лица, имеющие среднее профессиональное образование по специальности «Бактериология».
Срок освоения: 144 академических часа.
Оценка качества: промежуточная и итоговая аттестации в форме тестирования на портале дистанционного обучения.
Критерии оценки промежуточной и итоговой аттестации при проведении тестирования на портале дистанционного обучения:
0-54% правильных ответов – оценка «неудовлетворительно»;
55-69% правильных ответов – оценка «удовлетворительно»;
70-84% правильных ответов – оценка «хорошо»,
85-100% правильных ответов – оценка «отлично».
Выдаваемый документ: по окончании курса обучающийся получает удостоверение о повышении квалификации установленного образца.